Контроль давления в шинах TPMS
Ежегодно, более 20% аварий на дорогах вызвано недостаточным или избыточным давлением в шинах. Из них более 30% связано с человеческими травмами и более 7% с летальным исходом. Более 60% шин эксплуатируемых грузовиков и более 70% шин полуприцепов (прицепов) имеют отклонения от 0,3 бар до 0,9 бар от номинального.

Падение давления на 20% от номинального, влечет к 25% уменьшению срока службы. Падение давления на 40% от номинального, влечет к 65% уменьшению срока службы. Увеличение давления на 20% от номинального, влечет к 10% уменьшению затраты на ремонт, вынужденный простой.Дополнительные потери - увеличение расхода топлива, повышение аварийности,срока службы.
Важно следить за уровнем давлением в шина ТС, если давление будет отличаться от нормы это повысит износ покрышки и камеры, а в случае длительной эксплутации с неправильным давление, к аварийным ситуациям на дороге.

Системы контроля давления в шинах (сокращенные названия - СКДШ, TPMS) предназначены для мониторинга текущего состояния шин и уведомления водителя ТС

Шины с пониженным внутренним давлением (недокаченные)
• Неравномерный износ. Боковые дорожки протектора стираются быстрее средней части, потому что из-за деформации шины именно они больше соприкасаются с дорогой.
• Повышается сопротивление качению, что заставляет покрышку сильнее нагреваться.
• Увеличивается время разгона.
• Повышенный расход топлива.
• Угроза целостности каркаса шины и её резины, особенно в боковых частях, что может привести к разрыву боковины. Об этом может предупредить истёртая полоса, появившаяся по всей окружности шины – это свидетельство перетирания нитей корда.
• Риск демонтажа шины. Шина с недостаточным давлением может соскочить с посадочной полки диска.

При повышенном давлении в шинах
• Протектор изнашивается неравномерно, в средней части быстрее, чем по бокам.
• Ухудшается сцепление и управляемость.
• Из-за уменьшения площади контакта шины с дорогой увеличивается тормозной путь.
• При слишком высоком давлении в шинах покрышка рискует взорваться.
•Долгая езда на шинах с повышенным давлением перенапрягает нити корда, такая шина прослужит гораздо меньше.
•Деформированное пятно контакта шины с дорогой мешает эффективно отводить воду, в результате на мокром покрытии может возникнуть аквапланирование.(водяный клин)
ВЫВОДЫ. Возможность снижения аварийности - использование автоматических систем и датчиков мониторинга и контроля давления в шинах.
Ценность использования системы
• Своевременное информирование водителя и центра мониторинга о возникновении критической ситуации;
• Сбор статистических данных;
• Предупреждении нештатных ситуаций;
• Продление срока службы шин;
• Возможность восстановления (гарантия сохранности корда);
• Экономия на затратах на обслуживание и на топливо.
РЕСУРСНЫЕ ПОТЕРИ

Возможность снижения аварийности - использование автоматических систем и датчиков мониторинга и контроля давления в шинах. Передача данных в системы внешнего мониторинга (информационные облака) посредством:

• ГЛОНАСС-оборудования (RS-232/RS-485, CAN);
• GSM-модема;
• смартфона (Bluetooth);
• роутера Ethernet (Wi-Fi, GPRS).
Кто является пользователем системы и почему?
Водитель (контроль собственной безопасности во время рейса);

Диспетчер (контроль безопасности перевозок, сохранности транспорта и груза);

Владелец транспортного предприятия (снижение ресурсных потерь на содержание и ремонт);

Автосборочное предприятие (дополнительная опция безопасности увеличивает лояльность покупателей к бренду);

Государство (общее снижение аварийных ситуаций);

Производитель шин (мониторинг режимов эксплуатации с целью контроля гарантийных случаев,
сохранения корда для восстановления).
Варианты взаимодействия конмпонентов системы
Варианты исполнений системы
ДАТЧИКИ

• Внешние на ниппель;
• Внешние со встроенным вентилем подкачки;
• Внутренние на вентиль;
• Внутренние на поверхность шины;
• Внутренние на диск;
• Со сменной и несменной батареей.
МОНИТОРЫ

• Отдельный монитор в кабине;
• Смартфон пользователя;
• Штатная панель приборов;
• Ручной программатор.
Возможности системы
Современные системы позволяют контролировать ряд дополнительных параметров:

• давление;
• температура;
• ID-номер датчика;
• ID-номер шины;
• местоположение;
• количество оборотов;
• величина и количество критических ускорений;
• величина отклонения от оси вращения (развал-схождение);
• высота (глубина) протектора.